Падение солнечной активности: к чему оно приведет?

Наблюдения за Солнцем ведутся постоянно – любые изменения его цикла могут привести к самым разным последствиям, поэтому ученые из разных стран мира никогда не ослабляют своего внимания к этой огромной звезде. В их числе – астрофизик Сергей Богачев (ФИАН). Он поделился информацией о солнечном цикле и о том, как Солнце будет вести себя в ближайшие годы.

Серьезное внимание пятнам на Солнце стали уделять еще в 19 веке – именно тогда немецкий фармацевт Генрих Швабе задался целью обнаружить мифическую планету Вулкан, находящуюся по соседству с Солнцем.

Для этого он занялся многолетними наблюдениями Солнца, стал методично записывать количество и расположение солнечных пятен и через 15 лет обнаружил солнечный цикл. Именно эти записи впоследствии сделали его знаменитым и внесли бесценный вклад в развитие астрономии.

Первые наблюдения солнечных пятен были начаты европейцами задолго до этого, однако именно Швабе удалось открыть существование солнечного цикла.

Вскоре после него астрономы Цюриха провели анализ данных с 1749 года и установили, что солнечный цикл существовал с самого начала. Начало первого цикла, о котором в обсерватории имелась информация, датировалось мартом 1755 года. Этому циклу дали номер 1. Цикл, открытый Швабе, получил номер 8. Цикл, который имеет место в настоящее время, – 24-ый в соответствии с этой нумерацией.

Число пятен на Солнце стали измерять в числах Вольфа. Чем выше число, тем более активно Солнце. Наивысший уровень активности пришелся на 1954 год, низший – на 1804. Циклы также имеют разную продолжительность – на сегодняшний момент самый короткий составляет 9 лет, самый длинный – 13 лет 17 месяцев.

Однако, как подтверждают результаты современных исследований, цикл солнечной активности включает в себя и другие параметры: периодичность потоков излучения, число вспышек и магнитных бурь, скорость солнечного ветра и другие. Цикл активности подобен пульсу гигантской звезды.

Благодаря обилию информации о Солнце, мы можем оценить его состояние на сегодняшний день и предположить, чего ждать в будущем. Неоспорим тот факт, что на сегодняшний момент на Солнце наблюдается одно из самых низких количеств пятен за всю историю – своеобразная спячка Солнца.

С чем связана эта спячка, точно до сих пор не установлено. Истории известно о двух подобных периодах, в течение которых на Земле отмечалось падение температур. Возможно, подобные провалы солнечной активности неслучайны и определяются более масштабными циклами, которые ученым еще предстоит изучить.

Чем обернется для планеты снижение Солнечной активности? Большинство ученых утверждают, что монотонное падение активности продлится до 2016 года, и затем Солнце впадет в спячку примерно до 2020 года. После этого уровень солнечной активности начнет повышаться.

Подобные явления не несут никакой опасности для Земли, убеждены исследователи. Однако в случае, если впоследствии солнечная активность не восстановится до уровня 10 чисел Вольфа, можно будет ожидать изменения климата на планете.

В настоящее время предугадать, как будут развиваться события в будущем, невозможно. Однако постоянные наблюдения за состоянием Солнца позволяют предусмотреть все ближайшие изменения и держать ситуацию под контролем, поэтому любые беспокойства в данный момент излишни.