В программе «Золотой маски» - более семидесяти спектаклей

Фестиваль «Золотая маска» стартовал еще в январе, когда были показаны первые спектакли в рамках конкурса. Смотр продолжился и в феврале, однако важнейшие события фестиваля по традиции запланированы на март и первые две недели апреля.

 

«Золотая маска» является самым крупным театральным смотром в России. В этом году он проходит в девятнадцатый раз. За полтора весенних месяца на фестивале будут представлены около семи десятков драматических и музыкальных произведений театрального искусства. Смотры будут проходить на нескольких площадках Москвы. Фестиваль включает в себя конкурс и специальные программы «Маска плюс» и «Новая пьеса», в них примут участие спектакли как из России, так и из других стран.

Итоги фестиваля подведут 16го апреля. В этот день состоится церемония вручения наград. Торжество пройдет в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Победители будут определены в тридцати трех номинациях. Так что жюри предстоит непростой выбор. Драматический судейский состав возглавляет Валерий Фокин, режиссер и худрук Александринского театра, а музыкальный – Эри Клас, дирижер и художественный руководитель Таллинской филармонии.

Традиции и новаторство «Новой пьесы»

Программа под названием «Новая пьеса» уже успела стать традиционной для «Золотой маски». В ней принимают участие смелые и порой спорные работы, являющие собой образец рискованной драматургии современности.

В «Новой пьесе» свои произведения смогут продемонстрировать Россия, Прибалтика и Польша. Первым на сцену Центра имени Мейерхольда выйдет «Ставангер» театра из Латвии. Режиссер постановки – Константин Богомолов, третьего и четвертого марта он покажет зрителям и жюри фестиваля свой небезынтересный зарубежный опыт. Если предыдущие работы Богомолова основывались на классике, то «Ставангер» создан на базе современной пьесы о женщине, которая уехала налаживать отношения с противоположным полом в далекую Норвегию. Автор текста – Марина Крапивина.

Помимо «Ставангера» в афише спецпрограммы присутствует еще несколько постановок по современным пьесам. Так, пятого марта в Центре имени Мейерхольда Семен Александровский представит на суд жюри свою собственную вариацию на пьесу «Ручейник» В. Дурненкова. Режиссер отработал свою постановку в театре «Старый дом» (Новосибирск). Девятого марта в Театре.Doc можно будет увидеть спектакль «Кеды» Алексея Забегина, который он поставил в петербургском ON.театре по произведению Ольги Стрижак.

Одним из самых популярных направлений сегодня можно считать театр, созданный на основе техники verbatim. Это документальный жанр, базирующийся на процессе сбора интервью, героями которого являются сами участники спектакля. Он зародился в нашей стране к началу двухтысячных. Современное направление на фестивале представит спектакль «Подросток с правого берега», поставленный Романом Феодори в Красноярском ТЮЗе. Это история молодых людей, которые живут в неблагополучном районе города. Увидеть ее можно будет четвертого марта в Театре имени Пушкина.

«Новая пьеса» включает в себя и зарубежные работы. Восьмого марта в московском ТЮЗе покажут спектакль из Польши «Наш класс» по произведению Тадеуша Слободзянека. Пьеса рассказывает о евреях и поляках, которые родились и выросли в Едвабне – местечке, где в 1941 году произошло массовое убийство евреев и погром.

Еще один участник программы из-за рубежа – Латвия. Рижский Театр на улице Гертрудес представит постановку «Легионеры», жанр которого обозначен как «дискуссия с дракой». Спектакль повествует о легионерах, которые после побега в Швецию в 1945 году были выданы СССР.

Но «Новая пьеса» - это не только спектакли, но и другие не менее интересные события. В их числе – читки пьес, которые будут представлены на дополняющем «Золотую маску» фестивале «Перепост». Их организуют режиссеры из Германии, Чехии, Канады, Мексики, Великобритании и Финляндии. Событие запланировано на пятое, шестое и седьмое марта в Центре имени Мейерхольда и театра.Doc.

Из молочной фермы – на фестиваль

Внеконкурсная программа фестиваля «Маска плюс» стартует 11 марта в РАМТе. Откроет ее «Агриппина», опера-драма в стиле барокко из Владикавказа. Продолжит «Маску плюс» костромская «Гроза». Свое видение знаменитого произведения Островского 14 марта в Театре наций представит режиссер Сергей Кузьмич вместе с художником Еленой Сафоновой.

Самым ярким событием «Маски плюс», пожалуй, станут гастроли массачусетского театра Double Edge. 17 марта в Центре имени Мейерхольда гости представят постановку «Гранд Парад». Над ее созданием режиссер Стейси Клейн и композитор Александр Бакши трудились целых два года. Вдохновляли авторов образы Марка Шагала, с их помощью они попытались создать своеобразную мифологию 20го века. Внимания заслуживает и история самого коллектива. Основатели театра выкупили молочную ферму и организовали там своеобразную лабораторию, где живут и творят режиссеры и артисты.

Свой спектакль под названием «Школа» продемонстрирует Анатолий Праудин. Совместная работа «Экспериментальной сцены» и «Балтийского дома» будет представлена на сцене Центра имени Мейерхольда, 22 марта. Постановка основана на воспоминаниях самих актеров об их подростковых годах. Сюжет развивается на фоне истории о том, как школьники готовятся к выступлению собственного ансамбля.

Новаторство и эксперименты конкурсной программы

11 марта стартует конкурсная программа. Первой в ней значится «Сильфида», созданная артистами Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Создатели спектакля надеются получить награду в номинации «Балет». Но у «Сильфиды» сильные конкуренты, всего их восемь. Это «Золушка» из Петрозаводска, Театр балета Бориса Эйфмана со своим «Роденом», «Сон в летнюю ночь» Мариинского театра, екатеринбургский Amore Buffo.

Девять постановок из четырех городов поборются за звание лучшего в драматическом искусстве большой формы. Среди участников фестиваля – работы столичных режиссеров Константина БогомоловаГод, когда я не родился»), Виктора Рыжакова «Маленькие трагедии Пушкина», постановки театра имени Вахтангова «Пристань» и Театра имени Маяковского «Таланты и поклонники». Среди гостей фестиваля из других городов работа Николая Дрейдена и Максима Диденко «Ленька Пантелеев. Мюзикл». Она основана на истории бандита-легенды времен НЭПа. Спектакль можно будет увидеть на сцене Театра имени Пушкина второго апреля. Автор сценографии – Павел Семченко («AXE»). Кроме того, помимо основного в спектакле содержится театральный сюжет – на основе традиций Мейерхольда и Брехта.

Еще один претендент на «Маску» - постановка «Без названия» Евгения Марчелли из Ярославля. Режиссер до неузнаваемости переработал чеховскую пьесу, сделав из нее практически фарс. В любимца женщин учителя Платонова отлично перевоплотился Виталий Кищенко.

Совсем недавно «Золотую маску» упрекали в излишней консервативности, но сегодня все изменилось. Главная премия страны в области театра заметно стремится к обновлению. И доказательство тому – номинация «Малая форма», изобилующая экспериментальными спектаклями. В борьбе за «Камерную маску» сразится Дмитрий Волкострелов со своей «Злой девушкой» по произведению Павла Пряжко (детищем театра POST и питерского ТЮЗа). Режиссер-авангардист представит свою работу четвертого апреля в школе Photoplay. В конкурсе также примет участие Дмитрий Крымов и его «Горки-10» и «Двое в твоем доме». Последняя, повествующая о судьбе оппозиционера Некляева из Белоруссии, была поставлена на сцене театра.Doc.

«Маска» в малой форме достанется кому-то из четырех претендентов: «Лиру» Константина Богомолова, «Путешествию Алисы в Швейцарию» Олега Рыбкина, спектаклям «Август. Графство Осейдж» Марата Гацалова или «Дураки на периферии» воронежского Камерного театра.

Уже традицией фестиваля стала рубрика, посвященная легендарным именам и их работам. На этот раз в Москве покажут произведение известного авангардиста Хайнера Геббельса под названием «Вещь Штифтера». Познакомиться с его творчеством можно будет в Школе драматического искусства, на Сретенке, с 22 по 24 марта.

 

 

У вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.