ВВС перевооружат не раньше 2030 года

За последние несколько лет ВВС нашей страны пополнились на шестьсот пятьдесят вертолетов и самолетов. Все они различаются по назначению и виду. В числе приобретенных машин двести семьдесят девять абсолютно новых. Эту информацию в понедельник озвучил глава Минобороны Сергей Шойгу. Тема перевооружения ВВС и вопросы общего состояния авиатехники страны обсуждалась на совещании Генштаба вооруженных сил России. Говорили на встрече и о выполнении гособоронзаказа по закупкам и ремонтным работам авиационной техники в 2012 году.

 Разумеется, далеко не все из того, что обсуждалось на совещании, станет известно широкой публике. Но ясно одно: состояние оборонной промышленности сегодня можно охарактеризовать как неудовлетворительное. И дело здесь даже не в недостаточном финансировании. Наоборот, с этим все хорошо: в последнее время авиастроительные предприятия получают от государства достаточно средств для своего развития. Но этого явно недостаточно, «оборонка» слишком долго – целых два десятка лет – находилась в упадке. Для того чтобы ее воскресить, необходимы не только деньги, но и время, четкий контроль и воля высших государственных чинов. И с этим пока все сложно.

Образец Т-50, истребителя пятого поколения, 17 января совершил долгожданный перелет из Комсомольска-на-Амуре в Жуковский. В процессе перелета машина совершила несколько посадок. Скоро ее подключат к испытаниям – летным и наземным. Они проводятся на подмосковном аэродроме еще с января 2010 года. Тогда свой первый путь в небе преодолел пробный образец ПАК ФА (аббревиатура эта расшифровывается как «перспективный авиакомплекс фронтовой авиации»).

Несмотря на то, что срок, к которому закончится работа над истребителем, пока еще остается неясным, разработчики уже преподносят новинку как чуть ли не величайшее достижение российского авиапрома. На самом же деле, хоть летчики и получат скоро современный боевой самолет, радоваться всё-таки особо нечему. Новейший истребитель станет хорошей сменой для почти устаревших МиГ-29 и Су-27. Но всё же наша страна еще очень отстает в этой отрасли от остального мира.

Вернемся к истории. Зарождение истребители пятого поколения модно отнести еще к началу восьмидесятых, когда в стране стартовала программа многофункционального фронтового истребителя. Авиастроителями ОКБ им. А.И. Микояна был создан опытный образец, который был известен как проект «1.44». Испытания машины начались в 2000м году, но тогда же и были закончены.

Российская программа была запущена в пику американской ATF, судьба которой гораздо более успешна. США благодаря ей получили разработанный фирмами «Боинг» и «Локхид Мартин» самолет F-22 «Раптор». Этих машин у Америки уже 187. Правда, стоимость их так велика (порядка 350 миллионов долларов за один самолет), что в 2010 году страна была вынуждена прекратить производство. Но в то же время активно финансируется разработка истребителя F-35 (тоже пятого поколения). Для нужд Америки и НАТО запланирована закупка свыше 3100 самолетов разнообразных модификаций. Сейчас эксплуатируется уже более полусотни истребителей F-35. Их стоимость, кстати, в два с половиной раза ниже, чем у дорогостоящего F-22.

В России, к сожалению, дела обстоят совсем иначе. Компания «Сухой» сейчас разрабатывает перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации. Главные его отличия – высочайшая интеллектуализация борта, всеракурсный обстрел целей в воздухе, наличие кругового информационного поля, многофункциональность, крейсерский режим полета сверхзвукового характера, сверхманевренность. Кроме того, ПАК ФА будет способен в любое время суток и в любых погодных условиях поражать воздушные и наземные цели. А еще его будет трудно заметить и в оптическом, и в радиолокационном, и в инфракрасном диапазонах волн. Благодаря двигателю нового поколения, истребитель сможет садиться и взлетать на взлетно-посадочную полосу небольшого размера, длина которой не превышает даже трехсот-четырехсот метров.

По задумке разработчиков, самолет будет обладать новейшим комплексом авионики и оборудованием, которое позволит снизить нагрузку на летчиков, а значит, он сможет максимально сконцентрироваться на осуществлении боевой задачи. Самолет сможет обмениваться данными и с наземными управляющими системами, и в пределах авиационной группы.

Создание новейшего авиационного комплекса – процесс дорогостоящий и очень трудоемких, завершить который невозможно без взаимодействия многих ведомств отрасли и четкого государственного контроля. Даже во времена Советского союза, в лучшие годы советской авиапромышленности, на то, чтобы довести опытный образец до серийного производства, требовалось минимум десять лет. Поэтому как минимум странно, что наладить серийные поставки ПАК ФА в строевые части государство с легкостью пообещало уже к 2016 году. 

Главная трудность заключается в том, что в серийное производство новый истребитель поступит с двигателем АЛ-41Ф1, который не соответствует необходимым для новой машины требованиям. Дело в том, что двигателя пятого поколения попросту еще не существует. Как заявляют разработчики, он будет создан не раньше, чем в 2017 году – и это в лучшем случае. И это притом, что поступление в войска новейших истребителей запланировано на 2016 год.

В том, что стране нужен истребитель нового поколения, сомнений нет. Авиастроение нуждается в передовых технологиях, которых оно не видело уже лет двадцать. Но подход к развитию отрасли должен быть взвешенным, без громких заявлений и показухи. Здесь важно не повторить печальной судьбы «1-44» и адекватно оценивать собственные возможности.

Перевооружение ВВС в нашей стране запланировано до 2020 года. Но здесь возникает вопрос: на чем же тогда летать до наступления этой заветной даты. Старой технике, изношенной и буквально дышащей на ладан, необходим капитальный ремонт, чтобы прожить еще хотя бы пять-семь лет в удовлетворительном состоянии. Для этого необходимо сохранить и в достаточной мере финансировать авиаремотные заводы. Чему «наверху», по всей видимости, не придают значения. Это подтверждает заявление Дмитрия Медведева двухлетней давности, когда он, будучи президентом, сказал бывшему руководителю Минобороны Анатолию Сердюкову, что ремонт авиатехники является бессмысленным и слишком дорогим занятием. И гораздо рациональнее потратить эти деньги на новые машины, отметил Медведев.

Но как бы там ни было, самолеты, как любая техника, требует соответствующего обслуживания и регулярных ремонтных работ. И несоблюдение этих простых требований может обернуться настоящей катастрофой. Ведь новая техника по-прежнему закупается очень медленно и в недостаточном количестве, что не может удовлетворить нужды российских строевых частей. К примеру, в 2010 году в войска поступило всего пятнадцать боевых самолетов, среди них фронтовые бомбардировщики Су-34, истребители Су-30М2, МиГ-29СМТ, Су-27СМ3 и Як-130. В следующем, 2011ом, войска пополнились шестнадцатью машинами. Разумеется, этого очень мало. Для перевооружения российских ВВВ ежегодно необходимо приобретать не менее девяноста самолетов и более ста вертолетов. Это примерно пять-семь процентов от общего объема уже имеющейся в войсках техники. Это почти втрое больше, чем предусмотрено госпрограммой вооружений. Но если бы даже и удалось увеличить настолько закупки авиационной техники, поддерживая ее при этом в соответствующей готовности, это было бы сделано не раньше, чем к 2030 году.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.