Гиперзвук: соперничество продолжается

Летом 2013 года Министерство обороны России планирует приступить к испытаниям новейшей гиперзвуковой ракеты, скорость полета которой достигает почти 6000 км/час. На сегодняшний день в Российской

Федерации проводятся одновременные исследования в нескольких направлениях, связанных с развитием гиперзвуковой техники. Однако предугадать, в каком из них свершится крупный прорыв, довольно сложно.

Начали со "Спирали", а закончили "Холодом"

На данный момент возобновлены разработки гиперзвуковых аппаратов, над которыми в период холодной войны трудились лучшие умы США и СССР. Эти проекты были законсервированы на определенный срок после ее завершения. На территории США, например, реализуется программа под названием Prompt Global Strike (мгновенный глобальный удар). В свою очередь Россия в этом плане тоже не отстает, не прекращая работ, связанных с созданием разнообразных сверхзвуковых аппаратов. В этой области страна может гордиться реальными достижениями, в числе которых маневрирующие боевые блоки, предназначенные для такого специфического вида вооружения, как межконтинентальные баллистические ракеты.

Цель таких программ ясна и понятна. Основным приоритетом каждой из них является создание управляемого средства поражения, способного выступить в качестве альтернативы межконтинентальным баллистическим ракетам. Это стремление было заложено еще на начальном этапе развития гиперзвуковой техники.

Дебютным отечественным проектом такого типа когда-то стала авиационно-космическая система, носившая название "Спираль" и представляющая собой орбитальный самолет, способный стартовать на уровне 28-30 километров от поверхности земли прямо с гиперзвукового самолета-разгонщика. В соответствии с замыслом, скорость "Спирали" должна была превысить скорость звука в шесть раз и достигать примерно 7000 км/час. Ее создание стало своеобразным ответом на американский проект под названием X-20 Dyna Soar. Однако ни та, ни другая модель взлететь так и не смогли.

Через тридцать лет наступило время "Холода". Полигон Сары-Шаган 28-го ноября 1991 года стал местом старта первого полета летающей лаборатории, получившей такое название. Прототипом проекта указанного аппарата стала тяжелая зенитная ракета 5В28, входившая в состав уже устаревшего на тот момент комплекса С-200, массово снимавшегося с вооружения в связи с заменой на новенькие С-300.

Применение гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя, являвшегося главной составляющей лаборатории, позволяло разгонять носитель до скоростей, измеряемых в 3,5-6,5 чисел Маха (т.е. скоростей звука), на высоте 15-35 километров. Уже к концу тысячелетия (1999 год) "Холод" осуществил ряд успешных полетов, во время которых лаборатория смогла разогнаться до 1900 м/с (или 6,5 чисел Маха). Кризис 1998 года и тяжелое финансовое положение страны привели к приостановлению испытаний.

Промежуточный результат

На сегодняшний день главной существующей проблемой является создание двигателей, способных разогнать аппараты до скоростей подобного разряда. Однако к маневрирующим боевым блокам межконтинентальных ракет такая трудность отношения не имеет, так как требуемую скорость им непосредственно сообщает носитель. То есть на текущий момент первоочередная задача состоит в создании управляемого аппарата многоразового пользования, имеющего возможность развития гиперзвуковых скоростей.

Данную задачу решают в США. В частности, именно здесь было осуществлено создание экспериментального аппарата X-37, к испытаниям которого приступили в 2010 году. Декабрь 2012 года стал началом его третьего орбитального полета, продолжительность которого составит несколько месяцев. Предполагается, что в результате испытаний удастся создать гиперзвуковой носитель вооружения, способный как маневрировать на околоземной орбите, так и проникать в атмосферу с целью нанесения ударов по целям, расположенным в любой из точек земной поверхности. Однако для осуществления такой миссии придется решить не одну проблему, начиная от моделирования конструкции аппарата и заканчивая системами связи и навигации, ведь принципы ставших традиционными радионавигации и радиосвязи работать в атмосфере при полетах на гиперзвуковых скоростях просто не могут.

Как упоминалось ранее, разработки россиян в сфере создания гиперзвуковых аппаратов ведутся в нескольких отличающихся друг от друга направлениях. Наиболее значимые успехи были достигнуты при создании упомянутых выше маневрирующих боевых блоков. Несмотря на более тяжелый вес и крупные габариты в сравнении с обычными, они могут маневрировать в атмосфере. Указанное обстоятельство приводит к тому, что перехватить их как существующей, так и перспективной техникой противоракетной обороны практически невозможно.

Кроме того, на протяжении ближайшей пары лет запланировано создание противокорабельного комплекса «Циркон», представляющего собой гиперзвуковую ракету для ВМФ. Предполагается, что он станет основой гиперзвуковой ракеты, разработкой которой займутся совместно Россия и Индия. В качестве платформы будет взята ракета "Брамос", а использоваться она будет уже в ВВС, так что набираемая ею скорость должна превышать скорость звука более чем в десятикратном размере.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.